Консультанты. Джон Ворончак, Фанагория
21.03.2018

Консультанты. Джон Ворончак, Фанагория

Джон Ворончак – известный международный винодел-консультант, flying winemaker, имеет успешный опыт работы с несколькими российскими винодельнями. Сотрудничает с Фанагорией уже более десяти лет. Выходец из Австралии с украинскими корнями, проживающий в Великобритании и работавший с винодельнями по всему миру. Любит в винах фруктовый стиль и терруарность. 


Джон Ворончак – международный винодел-консультант, flying winemaker (летающий винодел), с которым Фанагория сотрудничает уже больше десяти лет. В новом интервью журналу «Фанагория» Джон рассказал, какие, на его взгляд, наиболее важные изменения произошли в компании за эти годы, как развивается российское виноделие в целом и какие сорта в условиях фанагорийских терруаров способны раскрыть свои лучшие качества.

Джон, свое первое интервью журналу «Фанагория» вы дали семь лет назад. Какие значимые перемены, на ваш взгляд, произошли в российском виноделии за эти годы, если сравнивать «тогда» и «сейчас»?

– Ого, неужели уже семь лет?! За эти годы российское виноделие прошло в своем развитии этапы, которые ранее прошли другие страны, по разным причинам долгое время изолированные от мировых винодельческих процессов. На своем опыте я наблюдал такое бурное развитие в Южной Африке после падения режима апартеида.

В развитии современного российского виноделия я бы выделил несколько этапов. Первый – начавшийся после перехода экономики на рыночные рельсы: это была зачастую мало чем оправданная вера в высокое качество собственного производства. Но такую самонадеянность легко объяснить. На протяжении многих лет у виноделов не было возможности сравнивать свою работу ни с кем другим, кроме как со своими коллегами из других винодельческих предприятий, которые работали так же, как и они, и в тех же условиях плановой экономики, где всем верховодил вал. Второй этап – открытие себя миру, после чего приходит кризис веры в себя, когда ты начинаешь понимать, что далеко не все те винодельческие технологии и практики, которые были для тебя дороги, оказались хороши. Третий – быстрое, я бы даже сказал, резкое обучение; постановка цели – вывести свое вино на уровень мировых образцов; растущая уверенность в том, что тот продукт, который ты производишь, – это качественные вина, способные занять соответствующие ниши на рынке. И я хочу отметить, что сегодня российские виноделы вышли на тот уровень, когда они могут быть уверены в качестве производимых ими вин.

Какой имидж сегодня у российских вин в целом на мировом рынке виноделия? В чем изменили свое мнение по отношению к ним критики и зарубежные потребители?

– К сожалению, российские вина пока еще не построили свой какой бы то ни было имидж в глазах мирового потребителя. До сих пор бытует мнение, что за редким исключением в восточноевропейских странах производится дешевое балковое вино, которое затем идет на розлив в Германии или Англии. Что же касается конкретно российских вин, то они либо неизвестны вовсе («Что, они там, в России, делают вино?»), либо к ним изначально относятся к большим недоверием («Как, русское вино? Там же холодно!»).

Если говорить об экспертном мнении, то российские автохтоны все так же остаются в центре внимания? Какие из них вам сегодня самому особенно интересны?

– На мой взгляд, лучшим автохтонным сортом, к тому же идеально подходящим для фанагорийского терруара, является «саперави». Еще один мой фаворит – «красностоп золотовский». «Цимлянский черный» тоже хорош – он дает более легкие, изящные красные вина. Меня не очень прельщают белые автохтоны, но «сибирьковый» и «платовский»* способны произвести хорошие, хотя и достаточно простые вина.

А в работе с какими европейскими сортами фанагорийские виноделы сегодня показывают наилучшие результаты?

– Из белых сортов я бы отметил «рислинг» и «шардоне». Из красных – «каберне-совиньон» и «пино-нуар». Честно говоря, меня немного разочаровывает тот факт, что мы пока не смогли полностью раскрыть потенциал сорта «совиньон-блан», который, по моим ощущениям, при условии использования правильных клонов и комбинаций с подвоями способен на большее.

Давайте поговорим о самой «Фанагории». Какие важные перемены, направленные на улучшение качества вин, вы отмечаете сегодня в компании?

– По моему мнению, два главных изменения, произошедших за эти годы, – это рывок в виноградарстве, а именно радикальное улучшение агрономических практик, и четкая классификация виноградников по качеству и стилю исполнения: какой виноград пойдет на приготовление какой линейки вин. Свою роль сыграло и разделение виноделов в работе над конкретными направлениями и стилями. Так, сегодня в «Фанагории» есть «белый» винодел, «красный» винодел, шампанист и коньячист. Благодаря этому улучшилось взаимодействие между виноделами и агрономами, что, в свою очередь, позволило виноделам сконцентрироваться на меньшем количестве вин, но при этом повысить свою личную ответственность за их производство.

Какие впечатления у вас остались от последней дегустации фанагорийских вин? На какие вина вы бы рекомендовали потребителям обратить внимание?

– Некоторые из производимых сегодня «Фанагорией» вин – это действительно великие, мощные и одновременно изящные вина с большим потенциалом к дальнейшей выдержке в бутылке. Виноделы хорошо понимают стили, в которых нужно делать вина, и находятся в постоянном творческом поиске, чтобы эти вина получались еще лучше. Для домашних винотек я бы порекомендовал сейчас приобрести «Cru Lermont Рислинг», «Cru Lermont Каберне-Совиньон», «100 оттенков белого Шардоне» и «100 оттенков красного» – каберне-совиньон и саперави.

Какие совместные задачи стоят перед вами и специалистами «Фанагории» в этом году? Что предстоит сделать, чтобы повысить качество фанагорийских вин?

– Один из важнейших маркетинговых вызовов, стоящих перед «Фанагорией» в 2018 году, – это в непростых экономических условиях обеспечить потребителей вином, которое они любят и к которому привыкли. Что касается самого виноделия, то все начинается с виноградника, поэтому главное – научиться принимать верные решения, которые воплотятся в высокое качество виноградной ягоды при максимально эффективной себестоимости агрономических работ.

__________________________________________________________

* Сорт «платовский» нельзя назвать автохтоном в строгом смысле этого термина. Он выведен ученым-селекционером Яковом Потапенко, имя которого сегодня носит Всероссийский научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия в г. Новочеркасске.

  

Беседовал Владимир Пукиш

Фото: Игорь Улько

Журнал «Фанагория»

Сайт Фанагории http://www.fanagoria.ru  

Будьте в курсе наших скидок и предложений
Нажимая на кнопку, я принимаю условия пользовательского соглашения